Музыка и стресс менеджмент. ТРИ плейлиста.

Эта информация, может, будет интересна тем, кто любит музыку. Я не претендую на роль эксперта в этой области, скорее, это мой личный опыт переживания музыки, как бесконечно-огромной части моей жизни.

Во-первых, для меня очевидно, что «в начале было слово» – это про звук. В начале был звук. Звук формирует структуру, формирует материю. Достаточно посмотреть фотографии Alexander Lauterwasser (https://foto-lauterwasser.de/wir/alexander-lauterwasser/) или на кристаллы Масару Эмото (его книги переведены на русский).
Великие древние, в первую очередь Пифагор, Платон, Аристотель, писали о гармонии сфер. Это как раз про звук и мироздание. Они знали.

Во-вторых, в музыке также как и в живописи есть золотое сечение. Золотое сечение – это не придуманная категория, это свойство мироздания, которое проявляется на многочисленных уровнях. Подобно тому, как в живописи наш глаз радуют пропорции, приближающиеся к золотому сечению, также и в музыке наш слух откликается особым образом на гармонию, которая является золотым сечением в мире звуков. Для человеческого слуха наиболее гармоничным и естественным является музыка, в которой ярко проявляют себя обертоны.

ОБЕРТОНЫ
В случае, если вы не знаете про обертоны, позволю себе краткое и очень общее отступление про них. Обертоны – это призвуки, которые возникают во время появления основного звука. То есть помимо основного звука, который мы явно слышим, в пространстве звучит еще некоторое количество более тихих звуков определенной частоты. Это просто акустический закон. Когда струна колеблется, то помимо колебания всей струны с определенной частотой, совершенно одновременно происходит вибрация каждой половинки этой струны, но уже с другой частотой. И каждая треть этой струны тоже одновременно вибрирует со своей частотой. И так далее. То есть происходит не одна вибрация, а сразу много, они накладываются одна на другую. В итоге мы получаем 16 обертонов, или надзвуков, которые вибрируют одновременно с основной вибрацией. Как правило, мы осознанно слышим только основной звук, мы к этому привыкли, хотя одновременно с этим звуком обертоны тоже звучат, просто они тише. Чтобы слышать эти обертоны, нужен определенный навык.

Упрощенно говоря, когда музыкальное произведение написано так, что каждый последующий звук гармонирует с обертонами предыдущего звука, это особенно приятно не только для нашего слуха, но и вообще для нашего тела. Потому что звуковая волна действует не только на наши барабанные перепонки, как вы понимаете.
Модная нынче музыкальная терапия как раз и использует это явление. Только в этой области есть тенденция валить все в одну кучу. Поэтому все-таки важно понимать, как это работает.

Наиболее ярко и точно обертоны проявляются в пении а капелла (т е без музыкального сопровождения). Чтобы обертоны были более яркими, нужна также хорошая акустика. Про это прекрасно знали мастера, которые возводили храмы. Византийские, готические, православные храмы – везде и всегда акустика играла важную роль. Если вы слушали, например, хорошие хоровые исполнения средневековой музыки в храмах, то вы знаете, о чем я говорю. Такая музыка моментально освобождает голову от мыслей, человек чувствует свою вертикаль и ощущает себя частью гармоничного, прекрасного мироздания. Музыка сфер – ни больше, ни меньше.
Послушайте музыку Хильдегарды фон Бинген (например, https://youtu.be/9uATEZ33CJY) или знаменитый «Miserere» Allegri (https://youtu.be/36Y_ztEW1NE).
Именно всем вышесказанным объясняется и такое сильное звуковое воздействие канонов, когда музыка как бы переплетается сама с собой. Например, произведение фламандского композитора 15 века Йоханнеса Оккегема Deo Gratias написано для 36 голосов (https://youtu.be/rzBhYMvnMKQ).

Если вы никогда раньше не слушали подобную музыку, вам она может показаться странной и «сложной» для восприятия. Это нормально, мы привыкли к определенным ритмам, определенным частотам и мелодиям. Все новое кажется странным и иногда даже отталкивающим. Попробуйте, в любом случае, это новый опыт.

КАКАЯ МУЗЫКА УСПОКАИВАЕТ И РАССЛАБЛЯЕТ
Идем дальше.
Мы говорили, что звук, вибрация действуют на наш блуждающий нерв, который является основным элементом нашей парасимпатической нервной системы. Звук может активировать блуждающий нерв и таким образом действовать успокаивающе.

Музыка, которая активизирует нашу парасимпатическую нервную систему (т е режим расслабления и восстановления) должна обладать определенными качествами:
–ритмичность, повторение простого ритма, то что в музыке называется остинато
–небыстрый темп
–гармоничная мелодия, т е музыка, написанная в рамках гармонии, как музыкального термина
–приятная для нашего уха высота звучания.

Принимая во внимания эти параметры, вы сами можете составить себе подходящий плейлист. Что я и рекомендую сделать.
В сложные моменты музыка может помочь:
*снизить уровень стресса,
*переключить вас на более положительные эмоции,
*вернуть вас в состояние баланса и
*побудить к созидательному действию.
Достаточно будет просто выбрать нужный вам трек. Но для этого надо заранее подобрать эти треки, потому что в сложной ситуации вам будет не до этого. Когда же у вас под рукой будет хорошо продуманный плейлист, вам останется только нажать на кнопку и надеть наушники.

ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ВЫСОКИЕ ЗВУКОВЫЕ ЧАСТОТЫ
Еще одно небольшое отступление про высоту звука. Уже упомянутый фотограф Alexander Lauterwasser работал вместе со специалистами по акустике над таким экспериментом: они фотографировали рисунок воды, который вода принимала в ответ на определенную высоту звука. Для эксперимента они использовали около 100 звуков различной высоты: от очень низкого до самых высоких частот. И по фотографиям совершенно очевидно, что чем выше звук, тем более сложный узор он создает. (См книгу Alexander Lauterwasser
Water Sound Images: The Creative Music of the Universe). То есть более высокие звуки действуют на более утонченном, рафинированном уровне.
Это не значит, что нам нужны только высокие звуки, нам нужны разные звуки. Но проблема в том, что в современном мире преобладают звуки низкой частоты. Если мы не привыкли слушать классическую музыку или какую-то другую музыку, в которой присутствуют в достаточной мере высокие звуки, нам они могут показаться неприятными. Если раньше, например, высокие мужские голоса (контртенора) очень ценились, а в публике часто случались обмороки от переизбытка чувств, если исполнителю удавалось исполнить арию особенно вдохновенно; то сегодня далеко не все могут почувствовать красоту таких голосов. Просто потому что то, что нам массово предлагают по радио и т.п. обычно не выходит за достаточно узкие рамки с точки зрения высоты звуков.
Поэкспериментируйте, понаблюдайте за собой и своей реакцией на высокие частоты. Расширяйте свой диапазон.

МУЗЫКА И ЭМОЦИИ
Мы все прекрасно знаем из собственного опыта, что музыка может практически мгновенно вызвать в нас определенные эмоции. Часто звуковой ряд может даже перекрыть воздействие визуального. Например, если вы едете в метро и смотрите на всю эту сутолоку и толпы чужих людей, но при этом у вас в ушах играет радостная музыка, ваше восприятие толпы и давки сильно меняется.
Используйте это качество музыки. Подготовьте себе несколько разных плейлистов. Учтите, что из состояния уныния и депрессии сложно перепрыгнуть в состояние всеобщей радости и веселья. Сложно перепрыгивать через несколько ступенек, поэтому нужно сначала перейти в какое-то более нейтральное состояние. В таких случаях лучше всего включать музыку спокойную, которая оказывает гармонизирующее действие, успокаивает. Но не так, чтобы заснуть. То, что подойдет для плейлиста перед сном, не подойдет для дневного снятия напряжения. Можно сделать отдельный плейлист для таких состояний, когда ты устал и нужно как-то взбодрить себя, но при этом не перевозбудиться. Для этого нужна музыка не слишком заводная, но тем не менее с каким-то движением, развитием.

НАМ НУЖНЫ 3 ПЛЕЙЛИСТА ДЛЯ РАЗНЫХ СИТУАЦИЙ

Итак, 3 плейлиста, каждый из которых немного по-разному действует на нервную систему и на эмоциональное состояние:

1 Цель – снизить стрессовую реакцию и привести себя в состояние равновесия в разгар дня. Мои предпочтения: средневековые пения, византийские и грегорианские хоры, музыка раннего барокко. Особенно Перголези, Вивальди, Персел, Бах. Из современных – Арво Пярт, Людовико Эйнауди. Музыка на хэнг драмах (например, диск “The Yoga Sessions” Masood Ali Khan. Послушайте Martyn Heyne, диск Electric Intervals, а также треки композитора Hauschka или южноамериканские флейты.

2 Музыка для расслабления, когда мы готовы все отпустить и/или заснуть. Пение мантр (их действие подобно упражнению гудения, которое мы с вами обсуждали), хэнг драмы, а также многое композиторы из пункта 1: те их произведения, в которых более замедленный ритм.

3 Музыка, которая поможет выйти из состояния «замереть и спрятаться» и действовать, но без лишнего возбуждения. То есть поможет сконцентрироваться на том, что вам надо делать. Моцарт (!), Рамо, музыка Филипа Гласса, Тен Хольт (особенно Canto Ostinato).

Еще раз подчеркну, что это все ОЧЕНЬ индивидуально, поэтому я делюсь просто своими личными предпочтениями, которые должны сильно отличаться от ваших предпочтений.
Это просто пища для размышлений, а также возможность послушать что-то новое. Может, наши музыкальные вкусы в чем-то совпадут.

И, конечно, далее вы можете проявить свою фантазию и продолжить список.

Музыка помимо своего чисто акустического воздействия влияет на нас еще и через духовный канал. Но про это писать словами бесполезно, для этого нужно просто слушать музыку. ОМ.

Share:

Leave a Reply