8 ступеней йоги и Сутры Патанджали

Перед нами встал сложный вопрос: стоит ли в который раз писать о том, что такое йога? Уже столько всего написано на эту тему, да и само слово прочно вошло в наш повседневный лексикон… И все же – предлагаем Вашему вниманию статью о том, что такое йога. Вроде все понятно и просто, но иногда полезно возвращаться к базовым вещам, чтобы сверить правильность взятого курса.
Оригинальная версия статьи на английском языке – в конце этого поста, после русского перевода. Автор – Эва Джоан Ритчи.
Сегодня утром меня спросили: «Так что же такое йога? Это ведь растяжка, не так ли?» И хотя такого рода вопрос меня всегда удивляет, я все-таки понимаю, откуда берется такое представление у многих людей, которые считают йогу разновидностью физических нагрузок с акцентом на растяжку и развитие навыков свернуться всем телом в форму кренделя.
Неважно, продвинутый Вы йог или новичок в этом деле, прочитайте эту статью, особенно если в Вашем воображении йог это тот, кто легко достает до пальцев ног с прямыми коленями, стоя на голове, облачившись в яркие обтягивающие одежды.
Только в США с 2002 года число практикующих йогу достигло 20 миллионов! Согласно подсчетам, приведенным US News & World Report, в 2015 году прирост числа людей практикующих йогу превысил все показатели прироста в других областях оздоровительных практик. И это прекрасная новость, потому что практика йоги не только помогает нашему телу быть сильным и выносливым, но также успокаивает, увеличивает концентрацию и позволяет нам более целостно и позитивно воспринимать жизнь и взаимодействовать с другими.
И все же, йога это прежде всего практика глубокого познания себя, в ходе которой покровы невежества и ощущения раздробленности мира постепенно снимаются, и практикующий постепенно начинает ощущать и понимать, что наше индивидуальное сознание есть часть космического сознания. Вы еще не запутались? Я хочу сказать, что мы одновременно являемся отдельными существами со своими отдельными телами, умами, опытом и т.д., а также незаменимыми частями единого целого, нераздельного. При этом именно ощущение отделенности от всего остального приносит людям наибольшие страдания.
В Бхагават Гите сказано: «Йога – это путешествие внутрь себя, через себя и к себе».

8 ступеней: основы йоги
Наиболее часто практикующийся на Западе вид йоги – это так называемая Хатха Йога – физическая практика для тела, возникшая около 1000 лет тому назад. Она в свою очередь произошла из Тантрической Йоги, которая около 2000 лет тому назад выделилась из Классической Йоги.
И хотя сохранились некоторые письменные древние трактаты о йоге, все же, как правило, знания передавались устно – от учителя к ученику. И только тогда, когда ученик, по мнению учителя, был готов, он проходил обряд инициации и допускался к более сложным практикам, которые до этого были ему недоступны.

Один из самых известных трактатов о йоге называется Йога Сутры, и написал его Патанджали примерно в 200 году до нашей эры. Сутры состоят из 196 стихов, и только в 2-х из них говорится об асанах, то есть о физических упражнениях. Патанджали говорит о том, что выполняя асаны, необходимо соблюдать баланс между усилием sthire и легкостью sukham, практикующий должен прикладывать усилие, чтобы удерживать позу, и в то же время это должно быть удобно, без лишнего напряжения, излишнего растяжения, без насильственного преодоления собственных границ. (2) Сутры призывают нас быть любознательными и прислушиваться к тому, как наше тело подает нам различные сигналы, чтобы питать и «удобрять» тело, а не преодолевать силой наши ограничения и тем самым подвергать себя риску получить травму.
Итак, асана/поза для медитации должна быть очень стабильной, без всякого движения и удобной. И это третья из восьми ступеней Йоги. Это особенно важно для нашей действительности, в которой так много внимания и сил уделяется достижению успеха, конкуренции, постоянному движению к новым целям, а не поискам ощущения глубокого удовлетворения тем, что нас окружает. Именно жизнь здесь и сейчас может позволить нам заметить и почувствовать радость от самых простых вещей и событий. Патанджали писал свои Сутры как рекомендации. Рекомендации, которые можно метафорически представить себе в виде лестницы, поднимаясь по которой мы постепенно, ступенька за ступенькой, освобождаемся от переменчивости и ограничений нашего ума.

8 столпов или 8 ступеней следующие:
Ступень 1. Яма: универсальные моральные добродетели. Их составляющие:
*Ахимса: ненасилие, не-причинение вреда, доброта, дружелюбие и уважение к другим в любой ситуации.
*Сатья: правдивость, причем высказывание правды в сочетании с принципами ахимсы.
*Астея: не-присвоение чужого, нельзя брать то, что не дали тебе по свободной воле.
*Брахмачарья: в основном определяется как воздержание в сексуальном плане. Нам следует вступать в такие отношения, которые помогают нам в понимании высших истин. Брахмачарья не обязательно означает целибат, главное в этом принципе то, что мы должны относиться осознанно и ответственно к своим связям, не отступая со своего пути, ведущего нас к высшей правде. Практикуя Брахмачарью мы используем свою сексуальную энергию для укрепления связи с нашим Высшим я. Мы также не можем использовать эту нашу энергию в ущерб другому существу. (3)
*Апариграха: не-накопительство, понимание того, что надо стремиться к простоте, не брать ничего лишнего, только то, что нам необходимо и то, чего мы достигли без жадности. Это умение признать неиссякаемое изобилие ресурсов во вселенной и в нас самих, уверенность, что мы получим все, что нам необходимо.

2-ая ступень — Нияма: правила по отношению к себе.
Шауча: чистота, внешняя и внутренняя, на физическом и на ментальном уровнях.
Сантоша: удовлетворенность от того, что есть в нашей жизни.
Тапас: дисциплина по отношению к себе, осознание своих привычек и умение направить энергию для самореализации.
Свадхьяя: самопознание, более глубокое осознание своих наклонностей и ограничений и умение их принять.
Ишвара Пранидхана: смирение и преданность той большей силе, которая вне нас.
Асаны: физические позы для тела.
Пранаяма: контроль дыхания.
Пратьяхара: умение не ассоциировать себя со своими чувствами и контролировать их.
Дхарана: концентрация.
Дхьяна: медитация.
Самадхи: единение с Божественным через глубокую медитацию.
Как видно из этого списка, физический аспект йоги занимает всего лишь 1/8 часть, причем он не выделяется как основной.
Тем не менее, в современном обществе мы так сильно привязаны к форме, что не так уж и удивительно, что мы сконцентрировались именно на асанах, а не на более тонких практиках йоги.
Ниже – моя любимая цитата из Б.К.С. Айенгара, которая показывает насколько важны все 8 ступеней:
«У дерева есть корни, ствол, ветви, листья, кора, древесный сок, цветы и фрукты. У каждой из этих частей есть своя отдельная функция, но сама по себе ни одна из этих частей не может стать деревом. То же можно сказать и о йоге. Также как и перечисленные 8 частей дерева становятся деревом, так и 8 ступеней вместе становятся йогой.
Универсальные принципы ямы являются корнями, а индивидуальная дисциплина ниямы – это ствол.
Асаны подобны ветвям, тянущимся в разные стороны. Пранаяма, которая призвана пропитывать энергией, подобна листьям, которые напитывают дерево воздухом.
Пратьяхара удерживает энергию органов чувств от их распыления вовне, она сравнима с корой дерева, которая защищает древесину от загнивания. Дхарана подобно древесному соку, «держит» тело и интеллект.
Дхьяна – это цветок, превращающийся в зрелый плод или Самадхи. И также как плод дерева является высшей ступенью проявления дерева, реализация атма-дарсаны или своего истинного я – это кульминация практики йоги.»

И еще вот что важно помнить: помимо того, что йогу полезно включить в список важных дел, нужно понимать, что йога – это образ жизни. Расстелить коврик и углубиться в ощущения своего тела в асанах – прекрасное начало практики, но не надо забывать, что на этом все не заканчивается. Когда мы действительно начинаем обращать внимание на внутреннюю работу нашего тела и ума, мы начинаем бесконечный путь открытий, путь, в котором начало и конец – это сам человек.

What is Yoga?
Someone asked me this morning: “So, what is yoga exactly? It’s just like stretching yeah?”
Although I was slightly taken aback, I understand how one could easily come to that conclusion and associate yoga with a purely physical exercise focused solely on stretching and turning one’s body into a pretzel.
However, whether you are an adept yogi or totally new to this art, if you thought it’s all about learning to touch your toes whilst balancing on your head and wearing funky leggings – please read on!
In the United States alone, yoga has become widely practiced with numbers reaching to more than 20 million people since 2002. According to the U.S. News & World Report in 2015, yoga practice showed more growth than any other natural therapy. (1)
This is indeed great news, as yoga is a practice which not only helps the body stay strong and supple, it also contributes to calming and focusing the mind and gives us positive and wholesome guidelines to live by, on an individual level as well as towards others.
But mostly, what it is is a practice of deep self-enquiry, through which the veils of ignorance and separation eventually lift, gifting the practitioner with the realisation that our individual consciousness is one with the universal consciousness.
Still with me? What it means is that although we are all individuals, each with a body, a mind, different life experiences etc., we are also all integral parts of a whole from which we are not separate – yet think we are and this is where most of our suffering comes from.
«Yoga is the journey of the self, through the self, to the self.» The Bhagavad Gita
The 8 limbs: the foundation of yoga
The most commonly practiced form of yoga in the West today is Hatha Yoga, a physical practice which dates back about a thousand years. It grew out of the Tantra Yoga branch, which itself was born out of Classical yoga, some 2000 years ago.
Although a few ancient texts about the teachings of yoga have been found over the centuries, traditionally, the knowledge was passed on from teacher to student
orally. Only when the student was considered ready, would his teacher initiate him to more complex and advanced practices, kept hidden until then.
One of these famous texts is called The Yoga Sutras, written by a sage named Patanjali, around 200 AD. It comprises 196 verses, out of which only 2 mention anything about asana – the physical practice – simply pointing out that it should remain a balance between effort and ease, ‘sthira’ and ‘sukham’, where one strives to be steady in his effort yet comfortable, without over tensing, over stretching or going past his own limitations. (2). It asks of us to be curious and open to the different ways our body speaks to us and to really listen, in order to nourish and grow, rather than force past our edge and injure ourselves.
The posture (asana) for Yoga meditation should be steady, stable, and motionless, as well as comfortable, and this is the third of the eight rungs of Yoga.
This point is especially pertinent in our culture where so much emphasis is put on achievement, competition and always striving for more, rather than being deeply satisfied with the way things are by being present enough to enjoy even the smallest of things.
Patanjali devised the Sutras as a guide. Used metaphorically like a ladder, to climb up each step and attain freedom and liberation from the fluctuations and limitations of our mind.
The 8 limbs, or steps, are as follows:
1. Yamas: universal moral virtues
* Ahimsa: non- violence, loving kindness, friendliness and consideration of others and things in every situation.
* Satya: truthfulness, speaking the truth as long as it also includes ahimsa – if it hurts someone else, then there is no need to say anything.
* Asteya: non- stealing. The practice of asteya implies not taking anything that has not been freely given.
* Brahmacharya: used mostly in the sense of abstinence, particularly in relationship to sexual activity. It suggests that we should form relationships that foster our understanding of the highest truths. Brahmacharya does not necessarily imply celibacy. Rather, it means responsible behavior with respect to our goal of moving toward the truth. Practicing brahmacharya means that we use our sexual energy to regenerate our connection to our spiritual self. It also means that we don’t use this energy in any way that might harm others. (3)
* Aparigraha: refers to non- hoarding, living simply, only taking what is necessary and what we have earned without being greedy. It implies that we trust in the inherent abundance of life and our inner resources to meet our needs.
2. Niyamas: rules of personal observances
* Sauca: purity and cleanliness both inside and out, on a physical level as well as mental.
* Santosha: contentment with what is present in our lives.
* Tapas: discipline, paying attention to our habits and directing our energy towards the inner journey of Self- realization.
* Svadhyaya: study of the self. Becoming increasingly aware of our own tendencies and limitations and welcoming them.
* Isvara pranidhana: devotion and surrender to a greater force outside of ourselves.
3. Asana: physical postures
4. Prānāyāma: breath control
5. Pratyāhāra: withdrawal and control of the senses
6. Dhārana: concentration
7. Dhyāna: meditation
8. Samādhi: union with the Divine, through a deep state of meditation
As you can see, the physical aspect of the practice of yoga is only 1/8 of the whole and not one that is more important than the others. In a society where we are so attached to form, it is not surprising that we seem to have embraced asana practice at the expense of the more subtle aspects of yoga.
Here is one of my favorite quotes from B.K.S Iyengar, illustrating the importance of each limb on the eight fold path:
“ A tree has roots, trunk, branches, leaves, bark, sap, flowers and fruits. Each of these components has a separate identity, but each component cannot by itself become a tree. It is the same with yoga. As all the parts put together become a tree, so all the eight stages put together form yoga.
The universal principles of yama are the roots and the individual disciplines of niyama form the trunk.
Asanas are like various branches spreading in different directions.
Pranayama, which aerates the body with energy is like the leaves, which aerate the entire tree.
Prathyahara prevents the energy of the senses flowing outwards, just as the bark protects a tree from decay.
Dharana is the sap of the tree that holds the body and intellect firm.
Dhyana is the flower ripening into the fruit of Samadhi. Even as the fruit is the highest development of a tree, the realisation of one’s true self – atma-darsana – is the culmination of the practice of yoga.”
More than another practice to add to your ‘to-do’ list, yoga is a way of life. Getting on your mat and into your body is a great starting point but it doesn’t stop there. Once we start to really pay attention to the inner workings of our whole body mind complex, we begin a never-ending journey of discovery where both the beginning and the end are the self.

Notes:
(1) http://www.usnews.com/news/articles/2015/02/10/yoga-shows-highest-growth-in-natural-therapy
(2) Bernie Clark, The Complete Guide to Yin Yoga (Ashland, OR: White Cloud Press, 2012), pp10-11.
(3) Donna Farhi, Yoga Mind, Body & Spirit (New york, NY: Holt Paperbacks, 2000), p11.
(4) B.K.S Iyengar, Light on Yoga (India: Harpers Collins, 1966)

Поделиться

Добавить комментарий